- Гуревич, Константин Маркович
- (1906 г.р.)Российский психолог, доктор психологических наук (1971), профессор, почетный член Российской Академии Образования. Закончил психотехническое отделение педагогического факультета Ленинградского Государственного педагогического института им. А.И.Герцена (1931) и аспирантуру Московского государственного института психологии (1940). С 1949 г. Г. – сотрудник НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (в настоящее время ПИ РАО), где в 1968-1983 гг. он руководил лабораторией психофизиологических основ профессиональной деятельности, а в 1983-1985 гг. - лабораторией психологической диагностики.Начав работать в лаборатории дифференциальной психофизиологии под руководством Б.М. Теплова по проблемам индивидуально - психофизиологических различий человека, Г. обращается к рассмотрению вопросов профессиональной пригодности с позиций теории основных свойств нервной системы. Значительным вкладом в разработку теоретических и прикладных проблем профессиональной пригодности явилась книга Г. "Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы" (1971), удостоенная 1-й премии АПН СССР. Основные идеи в этой области получили дальнейшее теоретическое и экспериментальное воплощение в последующих трудах Г. и его учеников.В 80-90-е гг. основным направлением научных исследований Г. становится изучение проблем психологической диагностики (Что такое психологическая диагностика. 1985; Индивидуально - психологические особенности школьников. 1988). Им по-новому поставлены многие вопросы тестологии, в частности проблема статистической нормы как критерия сравнения результатов тестирования. Г. теоретически обосновал новый подход к созданию методик, получивший название нормативного. Суть его состоит в том, что при разработке психодиагностических методов осуществляется ориентация на социально-психологический норматив, представляющий собой систему требований, предьявляемую той или иной общностью каждому из ее членов. Эти требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, социальных норм, отличающихся на разных образовательно-возрастных ступенях развития, и включать самые разнообразные аспекты: умственное, нравственное, эстетическое развитие и др. Этот подход реализован при разработке Школьного теста умственного развития (ШТУР), теста умственного развития для старшеклассников и абитуриентов (АСТУР), серии коррекционно-развивающих программ и т.д. По инициативе Г. и под его редакцией (совместно с В.И. Лубовским) вышел перевод книги известного американского тестолога А. Анастази "Психологическое тестирование" (1982). Им (совместно с Е.М.Борисовой) подготовлены учебные пособия "Психологическая диагностика" (1993) и "Психологическая диагностика детей и подростков" (1995).
Кто есть кто в российской психологии. 2011.